TraserH3.ru
Актуально
Реклама
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика


 

        Апрель 2002 года
     
ТЕХНИКА ДЛЯ СПЕЦНАЗА: Быстроходные штурмовые машины
     
  Крещение огнем автомобили, оснащенные комплексом стрелково-пулеметного вооружения, прошли еще в годы первой мировой войны. В 1914 г. французские офицеры из кавалерийского корпуса «Сордэ» из-за практически полного отсутствия бронетехники были вынуждены реквизировать в Седане гражданские грузовые и легковые автомобили. Причем использовали их не только как транспортные средства и средства связи, но и в качестве боевых машин. Кто-то из французов догадался установить на автомобилях станковые пулеметы «Сент-Этьен» М.1907 и «Гочкис» М.1914. В подобном виде новое боевое средство использовали для ведения разведки, а также для сопровождения автоколонн.
Опыт французов не был забыт. Гражданская война в России привнесла свой вклад в использование автомобилей в качестве боевого средства. В начале 1920 г. Первая конная армия вела бои за Ростов-на-Дону. В районе хутора Волошин белоказачьи части, не выдержав флангового удара буденовцев, начали отступать. Наперерез им двинулись боевые машины автобронеотряда им. Я.М.Свердлова. Наряду с бронеавтомобилями бой вели и несколько грузовых автомобилей, в кузовах которых было установлено по два станковых пулемета «Максим» обр. 1910 г. Перед экипажами двух грузовиков была поставлена боевая задача — захватить батарею, мешавшую продвижению красноармейцев. Водители машин Е. Архипов и С.Пискунов на максимальной скорости ворвались в расположение батареи врага и пулеметным огнем артиллерийские расчеты были практически мгновенно уничтожены. Успех автомобилистов помог выиграть неравный бой.
Вторая мировая война вдохнула новые силы в старые идеи. Боевые действия на столь специфичном театре военных действий, как Северная Африка с ее пустынной местностью, породили много новшеств в тактике использования боевой техники и вооружений. Одним из открытий стало использование британскими войсками специального назначения автомобилей для проведения рейдовых и диверсионных действий в тылу противника. Новатором в практике боевых действий британского спецназа стал майор английской армии Ральф Багнольд, который в июне 1940 г. впервые создал в Египте специальные разведывательные силы LRDG (пустынные группы дальнего действия). Для оснащения этого подразделения у автомобильной компании «Шевроле» было закуплено 14 полуторатонных грузовиков, на которых монтировали легкое пехотное оружие — станковые и ручные пулеметы.
Уже первая операция, проведенная LRDG на столь мощных, быстроходных и хорошо вооруженных автомобилях-вездеходах, приспособленных для ведения маневренного боя, получила широкую известность. В конце декабря 1940 г. патруль LRDG прошел 1500 км на юго-запад от Каира вплоть до плоскогорья Феццан в Ливии, преодолев при этом неисследованные барханы. Там англичане соединились с частями войск генерала Де Голля «Свободная Франция» и совместной атакой наголову разбили итальянский гарнизон в г. Мурзук.
Рейд на Мурзук подтвердил высокие оперативные возможности сил специального назначения в проведении разведывательно-диверсионных операций. Уже вскоре для этих целей в составе британских сил специального назначения было создано элитное подразделение «Специальная авиадесантная служба» (SАS), впоследствии завоевавшая всемирную известность. Предполагалось, что в тылу противника будут действовать оперативные группы SАS численностью по 15-20 человек. В их задачи входило проведение диверсионных операций, уничтожение живой силы и техники врага за линией фронта, нарушение коммуникаций, сбор разведывательных данных. Спецназовцы были вооружены американским оружием — 11,43-мм пистолетами-пулеметами Томпсон М.1928, 11,43-мм пистолетами «Кольт» М.1911А1, а также ножами. Специально для подвижных моторизованных групп из состава подразделений глубинной разведки и десантных спецчастей SАS, проводивших успешные операции на коммуникациях противника в Северной Африке (за что они получили название «пираты пустыни»), в июле 1942 г. были созданы мобильные пулеметные установки на базе американских полноприводных автомобилей — вездеходов «Джип» (Willys МВ или Ford GPW) и «Додж». Неприхотливые «Джипы» представляли собой легкие и короткие приземистые машины с максимально упрощенным кузовом, который вместо дверей имел вырезы для посадки пассажиров. На «Джипах» устанавливался четырехцилиндровый двигатель «Виллис-442», трехступенчатая коробка передач и двухступенчатый демультипликатор. Вооружение боевых машин английского спецназа состояло из одного-двух спаренных 7,71-мм авиационных пулеметов «Виккерс» мод.К «VGO» с барабанными магазинами на 100 патронов каждый. Причем одна пулеметная установка была направлена вперед, по ходу движения, а другая — назад. Передняя турель устанавливалась на неподвижной части капота, ветровое стекло при этом снималось. Огонь вел старший машины, сидевший слева от водителя. Кроме того, на левом или правом борту с помощью шкворня монтировались еще один-два авиационных пулемета «Виккерс» мод.Е или один «Льюис» Mk.1, зачастую оснащенный полукруглым броневым щитком. Варианты вооружения могли быть самыми разнообразными. На всякий случай англичане брали с собой еще один-два ручных пулемета «Брен». Автомобиль загружался канистрами с бензином, водой, ящиками с патронами, и экипированные подобным образом группы глубинной разведки могли находиться в полностью автономном движении по пустыне до нескольких недель. Каждый оперативный отряд SАS состоял из двух-трех автомобилей-вездеходов «Джип» и одного американского грузового «Шевроле», служившего для транспортировки грузов (эти автомобили также вооружались двумя ручными пулеметами «Брен», смонтированными на универсальных станках, или пулеметами «Льюис» — на зенитных турелях). Мощное авиационное оружие, смонтированное на «Джипах», позволяло спецназовцам в считанные мгновения развивать высочайшую плотность огня (до 2400 выстр./мин у спаренных установок «Виккерс» К), а затем, пользуясь высокой мобильностью своих вездеходов, максимально быстро уходить из-под ответного удара. Поэтому среди возможных и доступных объектов «пираты пустыни» из службы SАS выбирали в первую очередь такие, при нападении на которые они могли использовать свои специфические преимущества и свести таким образом на нет превосходство противника в живой силе и технике. Специфика действий спецназа состояла в том, чтобы избегать открытого боя. Используя преимущества скоростных и отлично вооруженных «Джипов», спецназовцы как правило прибегали к внезапному огневому налету с ближних и средних дистанций, не превышавших 400-500 м, и выбирали для этого самые чувствительные объекты — штабы или тыловые подразделения.
Для усиления огневой мощи на «Джипах» помимо спаренных «Виккерсов» стали монтировать еще и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М.2НВ. Теперь с каждого вездехода можно было произвести залп из всех стволов оружия — 5 000 выстр./мин.
Радикально новый подход к диверсионным действиям, взятый на вооружение службой SАS, уже вскоре принес высокие результаты. Так во время рейда на аэродром Багуш командиры штурмовых групп Дэвид Стирлинг и Пэдди Мейн въехали на своих «Джипах» прямо на летное поле и открыли огонь из всех пулеметов. В течение считанных секунд были уничтожены 7 самолетов. Всего же, прежде чем войска Роммеля начали отход из Ливии, германская авиация потеряла от подобных «комариных укусов» «пиратов пустыни» из LRDG и SАS более 400 самолетов, что сравнимо с количеством боевых машин, уничтоженных в воздушных боях. После переноса боевых действий в Европу в 1943—44 гг. подобный арсенал, значительно утяжелявший легкие маневренные «Джипы», оказался излишним. На вездеходах оставили только одну спаренную пулеметную установку.
После окончания второй мировой войны оснащенные легким вооружением «Джипы», стандартизированные как М 38, использовали в качестве вспомогательного боевого средства, в основном в разведывательных батальонах пехотных дивизий. Хотя на тот период «Джипы» уже не отвечали современным требованиям, и в первую очередь из-за непрочности рам и недостаточной устойчивости при движении на высоких скоростях, все-таки их широкие возможности позволили монтировать на базе этих автомобилей повышенной проходимости самые разнообразные системы вооружения, начиная от крупнокалиберных пулеметов и заканчивая ПТУРами и артиллерийскими безоткатными орудиями «Дэви Крокет», которые могли вести стрельбу тактическими ядерными боеприпасами.
В начале 1980-х гг. в связи с созданием в НАТО сил быстрого развертывания стали разрабатывать специальные легкие колесные и гусеничные машины, предназначенные для ведения современных скоротечных боевых операций в тылу врага, т.е. обладающие повышенной мобильностью и проходимостью, высокой надежностью и живучестью, авиатранспортабельностью, а также пригодные для различного применения. Американская автомобильная компания American Motors General Corp из штата Индиана в 1982 г. разработала семейство высокомобильных многоцелевых колесных транспортных средств High Multi-purpose Wheeled Vehicle, более известных под обозначением «Хаммер». Уже через год они были приняты на оснащение вооруженных сил США под индексом «М 998». Способный нести максимальную полезную нагрузку до 1075 кг, «Хаммер» является скорее легким грузовиком, чем легковым автомобилем. Широкий (2,16 м) и приземистый (1,83 м), «Хаммер» имеет низко расположенный центр тяжести, в связи с чем эта машина очень устойчива в движении. М 998 имеет несущую раму и независимую подвеску всех четырех ведущих колес, снабженных гидроамортизаторами. Большой дорожный просвет (0,40 м) при низком силуэте был достигнут с помощью расположения трансмиссии в центре машины, использования колесных редукторов и низкого расположение сидений водителя и пассажиров. Оснащенный гидроусилителем руля и автоматической коробкой переключения передач, «Хаммер» очень прост в управлении. На автомобиле установлены восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель водяного охлаждения объемом 6,21 л и мощностью 150 л.с., а также автоматическая трехскоростная коробка передач с гидротрансформатором. Раздаточная коробка двухскоростная с приводом на оба моста. На М 998 установлены широкопрофильные шины низкого давления. В конструкции корпуса широко использованы алюминиевые сплавы, что позволило уменьшить его массу и повысить антикоррозийную стойкость. «Хаммеры» оснащаются устройством для размещения дополнительных запасных колес и канистр с горючим, системой центрального регулирования давления в шинах и специальным комплектом для действий в условиях пустыни, включающим систему двойной очистки масла и горючего, герметически закрытые отверстия маслоизмерительных стержней и воздушный вентилятор с постоянным приводом. Автомобиль «Хаммер» выпускается в 15 базовых модификациях, из которых 8 рассчитаны на монтаж легкого вооружения: ПТУР «ТОУ», 40-мм автоматических гранатометов Мк 19, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов, ЗРК «Стингер». Вооруженные модификации «Хаммера» позволяют перевозить трех-четырех человек из разведывательного дозора с оружием и снаряжением в условиях пустыни, тропиков или умеренного среднего пояса. Автомобили имеют встроенное усиленное бронирование, что позволяет использовать их в качестве тактических автомобилей поля боя, предназначенных в основном для всестороннего обеспечения войск, в том числе и огневой поддержки непосредственно в районах боевых действий.
К началу 1990-х гг. в американской армии имелось уже более 55 000 «Хаммеров». Во время боевых действий в пустынях Саудовской Аравии и Ирака они зарекомендовали себя в высшей степени надежной и выносливой армейской машиной.
Однако вариант подобного транспортного средства все-таки не полностью устраивал военное командование армии США, которое постоянно держало в памяти высокие возможности мобильных пулеметных установок на базе «Джипов». Традиции подразделений SAS использовать легкие автомобили повышенной проходимости для проведения «набеговых» действий были востребованы, но уже применительно к современным реалиям. В середине 1980-х гг. сухопутные войска США начали изучать возможность использования легкой высокоскоростной машины повышенной проходимости типа «багги» для выполнения задач разведки и огневой поддержки пехоты из состава сил быстрого реагирования. В соответствии с этими требованиями машина, создаваемая по программе Fast Attack Vehicle FAV (быстроходная штурмовая машина), должна была быть приспособлена для установки на ней различных видов вооружения. Фирма Emmerson Electric разработала опытный образец подобной машины с заднеприводным мостом и массой всего 700 кг. Она имела карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 94 л.с. и четырехскоростную коробку передач. Двигатель размещался в задней части автомобиля, что делало его менее уязвимым от огня стрелкового оружия и улучшало обзор стрелку и водителю. Благодаря энергоемкой и динамичной подвеске, низкому расположению центра тяжести и широкопрофильным шинам ведущего моста, машина развивала хорошую скорость (130 км/ч по шоссе), была авиатранспортабельна и могла сбрасываться на парашюте. Однако недостаточная проходимость при движении вне дорог, особенно по пересеченной местности, существенно снижал практическую ценность этого образца. Требовалось другое решение...
Известная американская фирма General Dynamics Defense Systems совместно с компанией Chenowth Corporation разработали на базе шасси спортивного гоночного автомобиля «багги» перспективный облегченный боевой автомобиль Advanced Light Strike Vehicle (ALSV) с колесной формулой 2х4. Это было новое мобильное и хорошо вооруженное средство, обладающее высокоманевренными качествами. ALSV сконструирован для ведения боевых действий силами быстрого реагирования, принимающими участие в военных конфликтах низкой интенсивности. Трехместный автомобиль фирмы Chenowth Corporation получил существенное преимущество перед двухместным автомобилем FAV, поскольку третий член его экипажа, сидящий на задней платформе, получил возможность ведения огня из тяжелого оружия.
На ALSV возлагались следующие задачи: внезапная атака, глубокое проникновение в тыл противника, вывод живой силы из-под огня, наблюдение за полем боя, разведка, участие в полицейских операциях миротворческих миссий. Могли использоваться автомобили и для небоевых целей — например, для охраны аэродромов и других протяженных объектов, когда необходимо быстро добраться до удаленного места. Специально для монтажа вооружения — ПТУР «ТОУ», ПЗРК «Стингер», 40-мм автоматического гранатомета Мк 19 или 12,7-мм пулемета «Браунинг» М2НВ — конструкторы фирмы Chenowth Corporation создали управляемую стабилизированную платформу. Высокая скорость и способность преодолевать пересеченную местность позволили ALSV стать в своем классе одним из лучших боевых автомобилей.
ALSV имеет несущую раму и независимую подвеску всех четырех ведущих колес, снабженных гидроамортизаторами. Несмотря на относительно небольшой клиренс (380 мм), достаточная ширина конструкции автомобиля (2,11 м) вкупе с широкопрофильными шинами низкого давления обеспечивает отличную проходимость во внедорожных условиях. Низкий силуэт (1,9 м) автомобиля делает его незаметным не только для приборов наблюдения, работающих в видимом диапазоне, но и для датчиков инфракрасного излучения, реагирующих на тепло, выделяемое нагретыми двигателем и шасси. На ALSV в носовой части корпуса установлен пятицилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения мощностью 140 л.с., а также автоматическая шестискоростная коробка передач с гидротрансформатором. Раздаточная коробка двухскоростная с приводом на оба моста. В конструкции корпуса широко использованы алюминиевые сплавы, что позволило уменьшить его массу и повысить антикоррозионную стойкость, причем встроенное усиленное бронирование позволило использовать ALSV непосредственно на поле боя. Этот автомобиль оснащается шинами с регулируемым давлением и бензобаком с пористым наполнителем, который при попадании в него зажигательной пули снижает вероятность взрыва паров бензина. ALSV имеет анатомические кресла и ремни безопасности, позаимствованные у спортивных «Багги», снабжен дугами безопасности. Личные вещи членов экипажа размещаются в проволочных ящиках по бокам машины. Небольшие габариты и малый вес позволяют транспортировать ALSV по воздуху транспортными вертолетами СН 47, СН 53 и самолетами С-130.
Во время операции «Буря в пустыне» специальные части многонациональных вооруженных сил успешно использовали опыт тактики действий «летучих отрядов» второй мировой войны. В январе-феврале 1991 г. группы коммандос из 22-го полка британской SАS на вездеходах «Лендровер» Pink Panter и «зеленых беретов» из американской «Дельты» на «Хаммерах» и ALSV вели охоту за иракскими «Скадами» (мобильными оперативно-тактическими ракетными комплексами советского производства Р300 (9К72). Воспользовавшись отличными боевыми возможностями облегченного боевого автомобиля ALSV, американские диверсанты скрытно пробирались в места потенциального размещения ракетных установок. С помощью лазерных дальномеров и приборов ночного видения они устанавливали точное местонахождение иракских ракетных комплексов и через спутниковую систему связи выдавали координаты своей авиации. За 10 секунд до установленного времени коммандос приводили в действие лазерный целеуказатель, который облегчал летчикам обнаружение замаскированной цели. Вся акция длилась несколько секунд, ракеты накрывали цель... Оставив позади себя моря огня, коммандос молниеносно уходили на своих автомобилях в заранее намеченные точки, откуда иx забирали вертолеты.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum