TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Январь 2005 года
     
ЧЕРНЫЙ ПОЯС: Муай Тай — боевое искусство королей
     
  Таиландский (тайский) бокс, или муай тай — жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии, уникальная традиция, имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именно в муай тай, без которого невозможно представить современный Таиланд.
Знаменитый чемпион по фулл-контакт каратэ и киноактер Чак Норрис назвал таиландский бокс спортом XXI века. И действительно, история этого уникального боевого искусства подтверждает его слова.


ИЗ ГЛУБИНЫ ВРЕМЕН

ИСТОРИЯ происхождения муай тай, вероятно, никогда не будет достоверно известна, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 году, когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства — Аютию. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились в основном в исторических архивах сопредельных государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам (это официальное название Таиланда до 1939 года). Многие данные носят зачастую противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории муай тай современными исследователями.
Если следовать утверждениям тайских историков, то уже в середине II тысячелетия до нашей эры на территории, заселенной тайскими племенами, существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами. Считается, что военные и бойцовские навыки тайской нации до XIII века опирались на опыт ведения боевых действий против китайцев и монголов.
Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине VII века на территории южного Китая государства Наньчжао. В это время одному из тайских удельных князей Кунло удалось объединить шесть крупнейших княжеств и провозгласить их независимость. Он создал элитные воинские части, в которых служили как мужчины, так и женщины. Управление в этих подразделениях основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранение в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью как трусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие. Признаком принадлежности к элитным частям были прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложное испытание.
Кунло считается также основателем фандаба — тайского искусства фехтования на мечах. Развитие фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого "даб чек". От своего китайского аналога он отличается лишь укороченной рукоятью. На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, "то", имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканского мачете). У другого меча, называемого "даб", было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать его для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, "понг даб", имел обоюдоострое прочное лезвие с закруглениями на обоих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя. Именно из "даба" вышел классический древний тайский меч "даб тай", техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от китайской.
В китайских летописях династии Тан (618 — 907 годы) встречается термин "даб наньчжао", который впервые появляется в записях, датируемых 649 годом до нашей эры. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока не будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось, данная техника отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя "пачуху", в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао стали применять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов по принципам, которые до сих пор сохранились в тайском массаже.

ВОИНЫ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"

ОДНО ИЗ первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья, Рам Камхенгом, который взошел на трон в 1275 году. Рам Камхенга называют "отцом тайской нации", отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которые произошли в годы его правления. Помимо того, что он присоединил в Сиаму южные территории вплоть до оконечности полуострова Малакка, Рам известен еще и как создатель тайского алфавита. "Золотой век" при Рам Камхенге продлился до его смерти в 1317 году, после чего королевство практически распалось, а столица обезлюдела.
Собрание записей короля получило название "Тамраб пичайсонкрам" ("Книга о способах достижения победы на войне") и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя, магическим ритуалам, записям о старинных приемах рукопашного боя, а также содержало сведения по астрологии и астрономии.
После падения династии Рама большая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств сохранилась в буддийских монастырях, часть — в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений.
Тем не менее общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты и экипажей боевых слонов. Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как "пахуют". Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела. Перед битвой воины проводили ритуалы поклонения богам и призыва духов-покровителей. В пахуюте использовались три вида оружия: длинное древковое (копье, шест, алебарды), стандартное (меч) и специального назначения, которое эволюционировало из защитных приспособлений. В последнем случае имеется виду защитный нарукавник "крарок". В систему рукопашного боя также вошли независимо развивавшиеся техники страховок при падении со слонов.
Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войн, поэтому даже использование слонов повлияло на формирование тайских боевых искусств. Одна из легенд, в которой впервые упоминается о применении боевых слонов в "личном единоборстве", рассказывает о короле Прайя Конге. Его оракул предсказал королеве, которая ждала ребенка, что ее еще не рожденный сын убьет своего отца. Король, узнав об этом, пришел в такую ярость, что приказал немедленно убить появившегося на свет ребенка. Однако королева опередила его, заменив своего сына, который был отдан на воспитание кормилице. Юноша получил имя Пан. Он оказался очень талантливым в военном деле. Пан быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре получил титул главнокомандующего. Судьба сложилась так, что Прайя Пан вступил в схватку за власть в своем городе. И королю пришлось послать войска на подавление восстания. В битве Прайя Пан развернул свои войска способом, который был неизвестен ни индийским, ни кхмерским полководцам того времени, и вскоре королю пришлось самому вступить в схватку с мятежниками. Прайя Пан предложил ему помериться силами один на один, сидя на боевых слонах, прежде чем пускать в битву войска. Король посчитал невозможным отказаться, хотя раньше никогда не сражался верхом на слоне, и в последовавшей короткой схватке был убит. Предсказание оракула исполнилось. Вдохновленный победой Пан объявил, что намерен взять в жены супругу павшего короля с целью прекратить возможные попытки восстания. Когда же придворные сообщили, что это его мать, а убитый король был его отцом, Прайя Пан потерял рассудок от горя и обвинил во всем свою приемную мать, которую приказал казнить. В знак раскаяния о содеянном им была воздвигнута мемориальная пагода.
Еще где-то в конце X века правитель города Аутонг Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер, и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться "муай", или "панан муай" ("муай" означает "схватка, поединок"), и он явился предтечей современного муай тай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником. Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы муай тай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки.
Первоначально в панан муай отсутствовали и ринг, и какие-либо правила соревнования. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки. Тренеры бойцов сидели на столбах и принимали ставки у зрителей. Зрители же наблюдали за поединком, сидя на земле.
Перед схваткой оба бойца выполняли церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием "рам уай кру", существует и по сей день. Поединки панан муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале, когда бойцы медленно двигаются, исполняя рам уай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает совершенно неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки.

ИСКУССТВО КОРОЛЕЙ

БОЛЬШИНСТВО специалистов считают, что форма боевого искусства тайцев, известная как таиландский бокс, или муай тай, приобрела свой характерный облик в конце XVI — начале XVII века. Свой вклад в развитие боевого искусства внесли многие представили королевской семьи. Именно поэтому муай тай называют боевым искусством королей.
При короле Наресуане прослеживаются основные черты тайского рукопашного боя. Кулачный бой, как разновидность соревновательного поединка, впервые вышел на сцену при короле Прачао Прасат Тонге (1630-1655 годы), который был известен тем, что построил небольшой павильон для тренировки своих телохранителей. В этом павильоне впервые стали проводиться показательные поединки с оружием. При этом, также впервые за всю историю Сиама, во избежание серьезных ранений боевое оружие заменили на его имитацию. Идея показательных боев была навеяна чисто практическими соображениями, поскольку их победители зачислялись в личную охрану короля. Поединки с оружием дали толчок к проведению аналогичных боев по рукопашному бою, которые получили название "ти муай". Впервые за все время на бойцах появляются защитные приспособления в виде специального бандажа для рук из кожаных ремней либо конопляных веревок.
Золотой век для муай тай наступил в годы правления короля Прачао Сыа — "короля-тигра" (1703-1708 годы). В это время произошла настоящая революция в боевом искусстве. Страна находилась в относительном мире с соседями, поэтому все виды развлечений, в том числе и кулачный бой, достигли максимальной популярности. "Король-тигр", известный своим свирепым нравом, был большим поклонником тайского бокса и оказывал покровительство боевым искусствам. Тогда появился специальный термин "рам мад рам муай", означавший специально организованную схватку за приз. Впервые стали отсчитывать время каждого раунда. Тайцы использовали примитивные "песочные часы": половинку скорлупы кокосового ореха с проделанными в ней маленькими дырочками опускали в емкость с водой в начале каждого раунда. Бой продолжался до того момента, когда скорлупа ореха заполнялась водой и погружалась на дно сосуда. При этом общее время поединка не ограничивалось. Бой заканчивался лишь по приказу короля или в случае серьезной травмы одного из участников.

СПОРТ XXI ВЕКА

СОЗДАТЕЛЕМ спортивной разновидности таиландского боевого искусства считается король Рам VI (1910-1925 годы), придавший традиционному поединку боксеров более цивилизованный вид. Он организовал регулярные боксерские поединки на футбольном стадионе на территории одного из колледжей в Бангкоке и ввел единые правила проведения соревнований по таиландскому боксу. Провинциальные боксеры наперебой стремились попасть на соревнования, поскольку это считалось престижным, и можно было надеяться на более-менее успешную карьеру по возвращении домой. Кроме того, многих интересовали новые правила проведения боев. Было разрешено проводить поединки с использованием защитных приспособлений, состоявших из бандажа на пах и хлопковых бинтов шириной 4,5 см и длиной до 2,5 см, охватывающих руки боксеров от кисти до локтя. Бинты крепились на костяшках пальцев, а затем пропитывались для прочности клеем из рисовой муки.
Вскоре боксерские ринги появились и в других местах старого Бангкока. Новые правила вернули муай тай утраченную популярность. Поединки боксеров привлекли внимание и зарубежных бойцов, которые пробовали участвовать в них по тайским правилам. Так, сохранились рассказы о поединке тайского бойца Янга Хантале с китайцем, представлявшим шаолиньскую школу ушу. Существует много версий развязки этой истории. По одной из них китаец не смог противостоять мощным круговым ударам ногой, был нокаутирован ударом в шею и унесен в бессознательном состоянии с ринга. По другой версии китайский боец атаковал тайца кулаком в живот, вызвав внутреннее кровоизлияние. В свою очередь, Янг Хантале круговым ударом ноги сломал противнику челюсть и повредил основание черепа. В результате матч закончился вничью. Во всяком случае, с тех пор больше уже не устраивались официальные поединки между представителями различных стилей.
После Второй мировой войны муай тай начал распространяться в Европе и Америке и постепенно приобрел огромную популярность во всем мире. Первый профессиональный клуб по таиландскому боксу был открыт в США в 1972 году, и в том же году версия муай тай под названием "кикбоксинг" начала активно рекламироваться в Японии. Чуть позже муай тай пришел в Европу, но настоящий всплеск интереса к этому единоборству пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов.
В России таиландский бокс получил официальное признание лишь в 90-х годах прошлого века. Были образованы региональные федерации, созданы спортивные школы и стали проводиться соревнования. Но все же до сих пор муай тай считается экзотическим видом единоборств и такого широкого распространения, как например каратэ, таэквон-до или ушу, в России пока еще не получил.
В современном таиландском боксе существует примерно 30 базовых техник и 15 дополнительных, в том числе 6 ударов кулаком, 5 типов ударов локтями, 7 вариантов ударов ногами и 5 способов использования ступней для зацепов, толчков и ударов. Из-за того, что в муай тай широко используются удары локтями и коленями, его часто называют "боем восьмируких".
В отличие от каратэ или ушу, в муай тай нет формальных комплексов (ката, талоу, туль), которые заменяют базовые связки из двух-трех ударов, спарринг и работа на мешках. Круговые удары ногами часто отрабатываются на стволах банановых деревьев, мягких снаружи и твердых внутри.
В таиландских силовых структурах мауй тай входит в обязательную программу подготовки специалистов. Тренировки строятся на основе классического тайского бокса с расширенным набором технических приемов, которые способствуют быстрому выведению противника из строя, в их числе удары по глазам, в пах, захваты за волосы. Армейский прикладной стиль включает в себя также некоторые компоненты других систем восточных единоборств, в частности, бросковую и болевую технику японского дзюдо и дзю-дзюцу, которой не хватает в современном таиландском боксе.

МАГИЯ БОГОВ

ИСТОРИЯ боевого искусства тайцев пронизана магическими ритуалами и обрядами, пришедшими из глубины веков. Магические ритуалы всегда служили бойцам муай тай мощным фактором тренировки психики и воспитания духа воина.
Поединки тайских боксеров, как и в старину, в наше время всегда начинаются с ритуала рам уай кру. Под аккомпанемент тихо рокочущей музыки боксер медленно обходит ринг против часовой стрелки, держа правую руку над канатом ринга. В каждом углу он останавливается и совершает поклон, одновременно касаясь ограждения. Таким образом, боец как бы "опечатывает" ринг от проникновения туда злых духов, которые могли бы помешать его победе, и наделяет пространство ринга своей силой. Возвратившись в свой угол, он опускается на колени в направлении своего дома, тренировочного лагеря или просто лицом на восток, прикрывает глаза перчатками и вместе с короткой молитвой совершает три поклона, касаясь перчатками настила ринга.
В жестокой схватке воину всегда была необходима психологическая поддержка, которую давало использование различного рода священных предметов типа магических амулетов и талисманов. Такие амулеты, заключавшие в себе мистическую силу духов и божеств, давали их обладателям неуязвимость, здоровье, благополучие, а также защиту от злых сил и использовались практически всеми бойцами муай тай.
Охранительным средством стала и татуировка на теле волшебных знаков и символов. Среди тайцев получила распространение практика нанесения татуировок растительным маслом. Во время боя масло выделялось вместе с потом, что затрудняло проведение противником различных захватов. Обычай натирать тело оливковым маслом перед поединком широко распространен среди турецких и пакистанских борцов, откуда через Индию, вероятно, и был заимствован этот метод. И масло, и магические амулеты защищали бойцов от опасности.
Многие специалисты утверждают, что буддизм практически не повлиял на развитие муай тай так, как это произошло с шаолиньским ушу. Но все же его историческая роль является весьма существенной. Связь между буддизмом и таиландским боксом прослеживается во многих ритуалах и обычаях. Так, например, существует мнение, что обычай тайских боксеров носить ритуальную головную повязку "монгкон", имеет непосредственное отношению к буддизму. Повязка является знаком учителя, который надевает ее на своего ученика перед началом боксерского поединка. Монгкон является священным предметом и призван оберегать бойца от опасностей, дает ему силу и бдительность перед лицом врага.
Повязка состоит из 108 хлопковых шнурков (символ всех возможных опасностей, подстерегающих ее обладателя), плотно скрученных в канат толщиной в палец. Число 108 является священным символом у буддистов.
Другим охранительным предметом тайских боксеров является повязка "прасиат", которую носят поверх бицепса на одной или обеих руках. Она изготавливается из полоски ткани, подобно монгкону, и содержит защитные заклинания или амулеты, изображение Будды или буддийского святого, либо засушенное растение, обладающее магической силой.

Хаким ИБРАГИМОВ
Фотоиллюстрации из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Честь нации – это заряженное ружье.

Ален (Эмиль Огюст Шартье)

Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum