TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Октябрь 2010 года
     
Курсантская страница: АЛЬМА-МАТЕР ОФИЦЕРОВ СПЕЦНАЗА
 
  Курсантская страница: АЛЬМА-МАТЕР ОФИЦЕРОВ СПЕЦНАЗА

Новосибирское высшее военное командное училище в настоящее время является единственным в Сухопутных войсках Вооруженных сил РФ учебным заведением, готовящим офицеров подразделений специальной разведки. До 1994 года факультет специальной разведки находился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

История факультета специальной разведки

В 1968 году на основании директивы Генерального штаба было принято решение об образовании роты курсантов специального назначения.
В 1969 году такое подразделение было создано в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. Это была легендарная 9-я рота, отцом-основателем которой стал полковник Иван Щелоков.
Именно с этого времени воинские части и подразделения специального назначения стали комплектоваться квалифицированными офицерами – выпускниками РВВДКУ. В самом начале рота состояла только из двух взводов. Первый взвод был набран в основном из выпускников суворовских училищ и военнослужащих. Второй взвод составляли курсанты второго курса 7-й и 8-й рот РВВДКУ. При комплектовании взводов необходимо было отобрать наиболее достойных кандидатов, которые соответствовали бы высоким требованиям, предъявляемым к курсантам специального назначения. Однако, как это обычно бывает в таких случаях, из курсантских подразделений командиры сплавили самых неудобных. Правда, кандидаты в офицеры спецназа отличались очень хорошей успеваемостью.
В 1970 году было принято решение набрать третий взвод, а в 1971 году – четвертый. В 9-й роте одновременно учились представители всех четырех курсов, что, несомненно, влияло на отношения внутри коллектива. Он отличался особенной сплоченностью, в нем не было даже намека на неуставные отношения. Старшие всегда помогали младшим без всякой заносчивости и зазнайства. А младшие с уважением, но сохраняя собственное достоинство, относились к старшим. В те годы рота уверенно держала первое место в училище и по учебе, и по спорту.
Необходимо отметить, что среди предметов, изучаемых курсантами, особое место отводилось иностранным языкам. В роте изучали четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский, китайский. С 1980 года в связи с применением подразделений специального назначения в республике Афганистан был введен для изучения персидский язык. До настоящего времени курсанты батальона изучают именно эти пять наиболее распространенных в мире языков.
Также особое внимание уделялось тактико-специальной подготовке как основному профильному предмету. По ней, как правило, никаких проблем не возникало. Зато с языком не у всех все шло гладко. И если имелись случаи отчисления за неуспеваемость, то связаны они были в большинстве своем с проблемами в овладении иностранным языком.
Кроме этого в программу обучения курсантов входили еще около двадцати предметов от тактико-специальной и воздушно-десантной подготовки до основ военной педагогики и психологии и политэкономии.
Основной задачей обучения курсантов являлось формирование у них прочных навыков выполнения учебных и боевых задач в роли командиров групп специального назначения.
Со временем потребность в офицерских кадрах росла. Летом 1980 года в связи с началом боевых действий в Афганистане в 9-ю роту впервые было набрано два взвода вместо одного. При этом во взводах появились отделения, изучавшие фарси. В 1981 году на базе 9-й роты был сформирован батальон двухротного состава, получивший в училище пятый порядковый номер. В батальон входили 13-я и 14-я роты, в которых было по четыре взвода. В 1982 году в состав 13-й роты входили два взвода второго курса и два взвода четвертого курса. В состав же 14-й роты – два взвода первого курса и два взвода третьего курса.
Афганская война набирала обороты и в то время многие выпускники пятого батальона сразу из училища попадали «за речку» в зону боевых действий.
Вывод войск из ДРА в 1989 году несильно облегчил ситуацию. Могущественный Союз Советских Социалистических Республик распался, вследствие чего кардинальным образом изменилось соотношение сил и средств между Россией и ее потенциальными противниками.
Начались множественные межнациональные конфликты. Произошло сужение границ. Киевское высшее общевойсковое командное училище, готовившее офицеров войсковой разведки, естественным образом стало принадлежать Украине. Но Сухопутным войскам Российской Федерации требовалось где-то готовить собственные офицерские кадры для разведподразделений. Идея создать единое разведывательное училище в системе Вооруженных сил зрела еще во времена СССР. Тогда и возникла мысль создать такое училище, где бы на единой матбазе осуществлялась подготовка офицеров войсковой и специальной разведки. Поэтому было принято решение о переводе из Рязани батальона курсантов специального назначения в Новосибирское ВОКУ.

История училища

В марте 1967 года по согласованию с Министерством обороны СССР было принято решение разместить высшее военно-политическое общевойсковое училище на территории Академгородка – Сибирского отделения Академии наук СССР.
В течение 35 лет училище готовило офицеров-политработников, многие из которых направлялись для прохождения дальнейшей службы в ВДВ, а также в воинские части и соединения специального назначения. Качество выпускников Новосибирского политического всегда было выше по сравнению с выпускниками других училищ, имевших аналогичный профиль. Особенно это касалось знаний и навыков в военных вопросах. Но с развалом СССР в 1990-е годы и последовавшим за ним упразднением политорганов начался новый этап жизни училища.
В мае 1992 года вуз был преобразован в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (НВОКУ). Изменились программа и профиль подготовки офицеров. Уже к июлю 1992 года в училище была сформирована кафедра разведки, ставшая единственной в системе военно-учебных заведений Сухопутных войск. Именно на ней начали готовить офицеров для войсковой разведки.

Курсантская страница: АЛЬМА-МАТЕР ОФИЦЕРОВ СПЕЦНАЗА

С 1 августа 1992 года в связи с переходом училища на командный профиль были введены новые учебные планы и программы подготовки офицеров по специальностям «командная тактическая мотострелковых войск» и «командная тактическая войсковой разведки» с присвоением квалификации «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники» со сроком обучения 4 года.
Приказом министра обороны РФ в 1993 году в штат Новосибирского ВОКУ был официально введен батальон спецразведки. В соответствии с требованиями реформы военного образования училище с 1994 года начало работу по учебным программам по специальностям «командная тактическая мотострелковых войск, военные и гусеничные машины», «командная тактическая войсковой разведки, военные и гусеничные машины» с присвоением квалификации «инженер-механик», рассчитанными на 5-летний срок обучения курсантов.
С 15 января 1994 года, в связи с переводом из Рязанского ВВДКУ батальона специальной разведки, в училище приступили к подготовке офицеров по специальностям «командная оперативно-тактическая специальной разведки» с присвоением квалификации «переводчик-референт» со сроком обучения 5 лет.
26 июля 1994 года первой в училище прибыла 14-я рота курсантов. В кратчайший срок к 1 сентября 1994 года произошли изменения в штате училища. Вновь были созданы кафедры специальной разведки, воздушно-десантной подготовки, управления войсками. Организовано углубленное изучение пяти иностранных языков.
Начальником кафедры специальной разведки стал полковник Михаил Тихомиров.
Однако для качественной организации учебного процесса необходимо было в спешном порядке создавать новую учебно-материальную базу, реконструировать старую. Специализация курсантов батальона предполагала глубокое изучение иностранных языков и специальных предметов, таких как инженерная подготовка, тактико-специальная подготовка, специальная радиосвязь и других. Особо остро стоял вопрос с преподаванием иностранных языков, так как по ряду из них не хватало преподавателей, не говоря уже о специально оборудованных классах, где проводились бы подготовка и обучение курсантов.
Титаническими усилиями офицерского и преподавательского состава при участии курсантов батальона была проведена работа по созданию новых классов и аудиторий, что, несомненно, повлияло на качество обучения.

В небе и под водой

6 сентября 1994 года 125 человек из батальона курсантов специального назначения совершили свой первый прыжок с парашютом.
Несмотря на объективные трудности организационного и материально-технического характера за прошедшее десятилетие здесь подготовлено более 3 тысяч парашютистов, 526 инструкторов парашютно-десантной подготовки, организовано и выполнено более 32 тысяч прыжков с парашютом. Ежегодно личным составом института проводятся прыжки с парашютом, на тактико-специальных учениях десантируется до 20 грузов, организуются прыжки в ночных условиях.
При активной работе профессорско-преподавательского состава из стен новосибирского института выпущено около 1200 офицеров-спецназовцев, которые достойно защищают интересы России как на ее территории, так и за ее пределами.
Одним из основных способов вывода разведчиков специального назначения в тыл противника является морской. Учитывая что выпускники училища направляются на службу в воинские части специального назначения Военно-морского флота в Новосибирске училище в 1996 году пришла директива Генштаба о создании в составе кафедры специальной разведки отделения обеспечения водолазной подготовки. Однако от выхода директивы до создания отделения прошел не один год. Надо понимать, что водолазную службу создавали в сухопутном училище, где руководство имело слабое понимание целей этой новой структуры. Водолазные спуски под воду – это повышенный риск, в несколько раз превышающий риск прыжка с парашютом, это специальное оборудование, выделение необходимых помещений, штатные изменения «и прочая, прочая, прочая…»
Объем журнальной статьи не позволяет описать все трудности, с которыми столкнулись и которые преодолели офицеры, мичманы и прапорщики отделения. На первых порах не было ни водолазного снаряжения, ни необходимого оборудования. Оно появилось позже.
Тем не менее в июне 1998 года капитан 3 ранга Перцев, старший мичман Копосов и капитан-лейтенант Матыцин провели первые учебные водолазные спуски с курсантами 13-й роты в акватории закрытой стоянки яхт-клуба «Чкаловец».
В начале декабря 1998 года институт получил передвижную рекомпрессионную станцию водолазов. Был спущен на воду катер для обеспечения спусков. Не было помещения для установки компрессора – отремонтировали аварийный полузатопленный подвал своими силами.
5 июля 1999 года впервые за историю существования батальона специального назначения была организована высадка курсантов 14-й роты морским способом. Опыт учений доказал несовершенство программы обучения. В ноябре 1999 года для восьми отобранных курсантов 16-й роты был организован факультатив по водолазной подготовке, который помимо ряда других задач доказал необходимость изменения программы обучения. Тактико-специальное учение, прошедшее в июле 2000 года, показало огромную разницу в подготовке между курсантами, занимавшимися на факультативе, и ребятами, осваивавшими водолазное дело по обычной программе обучения.
В августе 2000 года была организована первая стажировка в частях спецразведки ВМФ. Со стажировки в институт был привезен первый буксировщик «Протей – М». Чуть позже появилось и другое необходимое для качественного обучения специальное оборудование.
В отделении появилась врач-спецфизиолог, которая прошла специальное обучение и получила допуск к обеспечению водолазных спусков.
Всего водолазную подготовку прошло более 1200 курсантов и офицеров, 414 из них получили квалификацию «нештатный водолаз».
Благодаря целеустремленности и преданности любимому делу персонала отделения водолазной подготовки и сейчас в училище этот вопрос организован на должном уровне.

Батальон курсантов

С переводом батальона на новое место изменилась и его штатная структура. Теперь основу его составляли пять рот. В НВОКУ батальон стал шестым по счету батальоном курсантов. В батальоне было две роты первого курса и по одной следующих курсов. Основное различие состояло в том, что изменилась программа обучения, согласно которой сроки обучения увеличились с четырех до пяти лет. Первым командиром батальона курсантов специального назначения в НВОКУ стал капитан Анатолий Лебединский.
Несомненно, офицеры батальона и преподаватели кафедр прикладывали большие усилия для более качественного обучения курсантов. В последние годы батальон занимает лидирующее место в училище по всем показателям.

Курсантская страница: АЛЬМА-МАТЕР ОФИЦЕРОВ СПЕЦНАЗА

С началом боевых действий в Чечне изменилась и подготовка в Новосибирском ВОКУ. Программа обучения курсантов батальона специального назначения стала постепенно меняться с уклоном на применение подразделений в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов. Специальная разведка стала выполнять задачи, не свойственные ей. Поэтому в кратчайшие сроки разрабатывались новые учебно-методические материалы. Большинство выпускников батальона по прибытии в войска сразу же направлялись в зону боевых действий.
В 2002 году в институте прекращен набор курсантов по специальности «применение мотострелковых подразделений» и открыта подготовка офицеров по специальности «организация морально-психологического обеспечения». Подготовка кадров по специализации «применение подразделений войсковой разведки» сохранена в прежнем объеме. В течение последних пяти лет ежегодный набор для обучения по специальности «применение подразделений специальной разведки» увеличен с 70 до 130 курсантов.
В 2005 году в связи с проводимой реформой военного образования Новосибирский военный институт был переименован в Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт) МО РФ.

Память

Необходимо отметить, что на долю офицеров-выпускников 1990-х годов выпало немало трудных испытаний. Им пришлось участвовать в боевых действиях в Таджикистане и Молдове, Югославии и Чечне, Дагестане и Южной Осетии, в других горячих точках. В училище гордятся своими выпускниками – Героями России Алексеем Галкиным, Дмитрием Елистратовым, Дмитрием Лариным, Игорем Станкевичем, Сергеем Уженцевым, Игорем Уразаевым, Константином Тимерманом.
В 1997 году в их честь и в честь их предшественников – Героев Советского Союза, окончивших училище, на территории вуза создан мемориальный комплекс «Героям Отечества – выпускникам училища».
Память потомков – это не только великая благодарность людям, исполнившим свой долг, но и могучий призыв к активным действиям в современных условиях. В ней проявляется живая связь времен и поколений защитников Родины. В училище открыты памятники великим русским полководцам Александру Васильевичу Суворову и Георгию Константиновичу Жукову.

Училище сегодня

2008 год стал во многом знаковым для училища. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации путем реорганизации Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт) стало филиалом Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».
Особенностью Новосибирского ВВКУ в настоящее время является то, что в училище организована подготовка курсантов по трем разнопрофильным направлениям.
Профиль заместителей командиров по воспитательной работе. Специальности: военная – «морально–психологическое обеспечение войск», гражданская – «педагогика и психология» с присвоением квалификации «педагог-психолог». Срок обучения 5 лет.
Профиль командиров войсковой разведки. Специальности: военная – «применение подразделений войсковой разведки», гражданская – «многоцелевые гусеничные и колесные машины», специализация «эксплуатация и ремонт многоцелевых гусеничных и колесных машин» с присвоением квалификации «инженер» со сроком обучения 5 лет.
Профиль командиров специальной разведки. Специальности: военная – «применение подразделений специальной разведки», гражданская – «перевод и переводоведение» с присвоением квалификации «переводчик» со сроком обучения 5 лет.
Ныне НВВКУ – одно из ведущих военно-учебных заведений Министерства обороны РФ.

Как поступить в училище

В училище принимаются граждане мужского пола, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет на момент поступления, а проходившие или проходящие военную службу по призыву или по контракту, в возрасте до 24 лет.
Кандидаты, поступающие на специальность «применение подразделений специальной разведки», должны до 1 мая через органы ФСБ оформить допуск к сведениям, составляющим гостайну.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 30 июля. Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам кандидаты проходят следующие испытания: собеседование и тестирование на профессиональную пригодность, медицинская комиссия, проверка физической подготовленности (бег на 100 метров и 3 километра, подтягивание).
Курсанты размещаются в благоустроенных казармах и весь период обучения находятся на полном государственном обеспечении.
Конкурс в Новосибирское училище в последние годы сохранялся довольно высокий и составлял примерно 7–8 заявлений на одно место, благодаря желающим поступить на факультет спецразведки. Конечно, в училище для сдачи экзаменов вызывали намного меньше абитуриентов, примерно три-четыре человека на два места.

Где учатся науке побеждать

Усиленная военная подготовка происходит на войсковом полигоне, стрельбище и автодроме. Курсанты, обучающиеся по специальностям офицеров войсковой и специальной разведки, совершают прыжки с парашютом, многокилометровые марш-броски, проходят курс выживания в экстремальных условиях. Для качественного обучения курсантов училище располагает учебной материальной базой, которая включает многие объекты. Среди них учебно-лабораторная база, состоящая из четырех учебных корпусов, компьютерных классов на 255 учебных мест, абонентского пункта по выходу в сеть Интернет на 10 рабочих мест, одиннадцати лекционных аудиторий и ста четырех учебных классов и лабораторий.
Для совершенствования полевой выучки курсантов в училище создана полевая учебная материальная база. Она включает в себя учебно-тренировочный комплекс тактики и тактико-специальной подготовки (ТСП), который включает тактическое учебное поле. Также здесь есть городок военной топографии, городок инженерной подготовки и городок РХБЗ. Для занятий специально создан учебно-тренировочный комплекс разведки, который состоит из тропы разведчика, разведывательного поля и участка для выполнения упражнений стрельб подразделениями специального назначения.
Для совершенствования навыков стрельбы из различных видов вооружения и техники в училище имеется учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки, который включает в себя два огневых городка на 10 машино-мест, директрису БМП-l на три направления, два участка выполнения упражнений стрельб из стрелкового оружия, участок для выполнения стрельб из РПГ, двухсотметровый автоматный тир, пистолетный тир, участок для метания боевых гранат, два направления для выполнения упражнений стрельб в составе подразделения специальной разведки.
В училище курсанты учатся водить различные виды автомобильной и бронетанковой техники, для чего построен учебно-тренировочный комплекс вождения. Здесь есть также несколько учебных мест, которые позволяют совершенствовать навыки курсантов в управлении техникой. Для отработки упражнений вождения колесной техники создан автодром, а для преодоления водных преград в училище оборудован специальный вододром. На каждом из перечисленных объектов одновременно может заниматься взвод курсантов.
Кроме того, выполнение прыжков с парашютом, проведение полевых выходов с подразделениями специального назначения, водолазная подготовка отрабатываются в составе роты на территории Бердского гарнизона.
Есть в училище и своя тренажерная база. Она состоит из тренажерного комплекса по вождению боевых машин, воздушно- десантного комплекса, класса учебных башен и четырех классов электронных тренажеров. Имеющиеся тренажерные средства соответствуют эксплуатируемым в войсках и принятым на вооружение образцам вооружения и военной техники.
В училище имеется две библиотеки – секретная и общая – с читальным залом на 200 посадочных мест с фондом основной литературы свыше 135 тысяч экземпляров.
Однако справедливости ради стоит отметить, что в училище сейчас сложилась довольно сложная ситуация именно с учебной материальной базой. Хотя имеющееся оборудование содержится в рабочем состоянии, в большинстве своем оно выслужило установленные сроки эксплуатации.
Приведение учебной материальной базы Новосибирского училища в соответствие с лучшими мировыми стандартами – первостепенная задача.

Преподаватели

Основу достижений училища составляют его командный, профессорско-преподавательский состав, батальоны, отделы и службы. Обучение курсантов осуществляется на 15 кафедрах, имеющих высококвалифицированных педагогов, а именно: тактики, разведки, воздушно-десантной подготовки, управления войсками (подразделениями в мирное время), вооружения и стрельбы, педагогики, психологии, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, боевых машин и автомобильной подготовки, эксплуатации бронетанкового вооружения и техники, естественно-научных дисциплин, общетехнических дисциплин, иностранных языков, физической подготовки и спорта, специальной разведки.
В училище есть все возможности для гармоничного развития личности будущего офицера. На постоянной основе работают спортивные секции по рукопашному бою, боксу, гирям, лыжам, легкой атлетике. Курсанты занимаются в кружках художественной самодеятельности, проводят конкурсы КВН, принимают активное участие в предметных олимпиадах и научных конференциях.
Однако существует ряд проблем, возникших в результате проводимой в Вооруженных силах реформы, которые требуют их скорейшего разрешения. С июля 2010 года в училище введен новый штат, которым не предусмотрены должности, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. Так, из состава кафедры иностранных языков полностью исключены должности офицерского состава, что крайне затрудняет проведение занятий по дисциплине «Практический курс перевода (военный перевод)» на всех пяти языках, так как гражданские преподаватели не обладают необходимыми знаниями в области именно военного перевода. Возникли проблемы и с обучением курсантов китайскому и персидскому языкам в связи с тем, что подобрать необходимых гражданских специалистов по этим языкам крайне сложно.

Курсантская страница: АЛЬМА-МАТЕР ОФИЦЕРОВ СПЕЦНАЗА

Подобные проблемы возникли из-за нового штатного расписания и на других кафедрах и службах. Особенно остро это ощущается в службе воздушно-десантной техники, на кафедре специальной разведки. А скажем, из-за того, что в штате училища отсутствует должность врача-спецфизиолога, изучение дисциплины «Водолазная подготовка» становится практически невозможным. Думается, что эти проблемы руководство вуза отчетливо понимает и предпримет необходимые усилия по исправлению ситуации в целях поддержания качества обучения курсантов.
НВВКУ является единственным военным вузом, где готовят офицеров спецназа. Но выпускники факультета спецразведки направляются не только в спецназ Вооруженных сил, но и в центр специального назначения ФСБ России, а также в спецназ внутренних войск МВД России.

А что завтра?

В связи с проводимой в Вооруженных силах реформой – так называемым «переходом к новому облику» – в бригадах специального назначения было сокращено количество офицерских должностей, а также снижены их категории. Так, например, в настоящее время должность командира группы спецназа соответствует категории «старший лейтенант», а не «капитан», как это было ранее.
Из-за с сокращения офицерских должностей в войсках набор курсантов в 2010 году в Новосибирском высшем военном командном училище не осуществлялся. Скорее всего набирать курсантов не будут и в 2011 году. По сути, училище будет доучивать тех, кто поступил в него в прошлые годы. Рассматривается вопрос о подготовке сержантов спецназа. В принципе это неплохая идея, которая в случае ее реализации, бесспорно, повысит уровень младших командиров спецназа. Однако никакие сержанты не в состоянии заменить офицеров на должности командиров групп. Не сбрасывая со счетов мужество и самоотверженность русского солдата срочной службы, скажем, что успех действий советского и российского спецназа в локальных конфликтах последних трех десятилетий в большинстве своем обусловлен именно высоким уровнем подготовки офицеров.
Возникает опасение, что принятое руководством Министерства обороны решение о приостановлении набора курсантов до 2012 года создаст пробел в ежегодном пополнении офицерами соединений специального назначения и может негативно повлиять на боеспособность спецназа.

Сергей КОЗЛОВ
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum