TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Февраль 2011 года
     
АРХИВ: Армия роботов Бекаури
 
  АРХИВ: Армия роботов Бекаури

13 ноября 1920 года председатель Совнаркома В. И. Ленин сделал запрос в отдел изобретений НТО ВСНХ о поступивших, рассмотренных и нерассмотренных изобретениях, а также о состоянии их внедрения.
Внимание вождя привлек проект электрической сигнализации для стальных сейфов. Великий конспиратор придавал особое значение сохранности секретных документов, особенно в связи с разгоревшейся в партии фракционной борьбой. Автор «архиважного изобретения» Владимир Иванович Бекаури был немедленно вызван в Совнарком.
На заседании Совета труда и обороны 13 июля 1921 года Бекаури предложил помимо системы безопасности сейфов проект радиоуправляемых мин.
18 июля заместитель председателя Совета труда и обороны А. И. Рыков подписал постановление № 231/276 об организации Технического бюро во главе с В. И. Бекаури для выполнения всех работ «по новому военно-морскому изобретению». Малому Совнаркому предлагалось под смету, составленную Бекаури, выделить 25 млн. рублей и определить штат Технического бюро в количестве 77 человек (50 рабочих, 27 специалистов и служащих).
Владимир Иванович Бекаури родился 27 декабря 1882 года в Тифлисской губернии в семье дворянина-однодворца, то есть крестьянина, имевшего законную или поддельную грамоту о дворянстве. В 1903 году Бекаури окончил Михайловское железнодорожное техническое училище. Говоря современным языком, профтехучилище. Согласно анкете, участник революции 1905 года в Грузии. Тем не менее в 1911 году Бекаури приезжает в Петербург, где легально поселяется под своей фамилией. В 1911–1920 годах Бекаури — автор нескольких мелких изобретений, которые особой славы ему не принесли.
Опыты по использованию радиоуправления в военном деле или, как тогда говорили, телеуправления начались задолго до Бекаури. Еще в начале ХХ века француз М. Шнейдер создал опытный образец мины, взрываемой по радио. Но мина эта не была настроена на определенную волну и легко могла быть взорвана от любой работающей рядом радиостанции. Позже Шнейдер усовершенствовал приемники своих мин, настроив их на определенную частоту. Вслед за Шнейдером радиоуправляемыми минами занялись еще несколько европейских изобретателей.
В России впервые опыт по телеуправляемым минам был произведен в 1910 году. Инженер-механиком флота М. А. Яцуком и подполковником М. Н. Критским был произведен подрыв запального патрона, снабженного радиовзрывателем с антенной длиной в 2 аршина (1,42 м). Сигнал посылался с обыкновенной полевой радиостанции фирмы «Маркони».
В 1915–1918 годах в состав кайзеровского флота были введены 17 телеуправляемых взрывающихся катеров, созданных по проекту доктора Сименса — главы компании «Сименс — Шункерт». Часть катеров управлялась по электропроводам длиной около 20 миль, а часть — по радио. Оператор управлял катерами с берега или с борта гидросамолета. Наиболее крупным успехом телеуправляемых катеров стала атака 28 октября 1917 года в 40 милях от Остенде британского монитора «Эребус» водоизмещением 8586 тонн. Монитор получил сильные повреждения, но сумел вернуться в порт.
Параллельно с немцами англичане проводили опыты по созданию телеуправляемых самолетоторпед, которые должны были наводиться по радио на вражеский корабль. В 1917 году в городе Фарнборо при большом скоплении народа был показан радиоуправляемый самолет. Однако система управления вышла из строя, и самолет упал рядом с толпой зрителей. Чудом никто не пострадал.
9 августа 1921 года В. И. Бекаури получает мандат Совета труда и обороны, лично подписанный В. И. Лениным. Мандат гласил: «Дан… изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно-секретного характера».
Подпись Ленина производила магическое действие на военных и совслужащих, и Бекаури удалось создать собственный институт — «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», а сокращенно «Остехбюро». (В середине 1930-х годов «Остехбюро» иногда сокращали до ОТБ.)
15 августа 1921 года Бекаури на 3-м этаже электротехнического корпуса ГОНТИ НТО ВСНХ (Государственных научно-технологический институт Научно-технологического объединения Всесоюзного Совета Народного Хозяйства. Петроград, ул. Госпитальная, 3/8. Сейчас в этой комнате кабинет директора ЦНИИ «Гранит») подписал приказ № 1 по «Остехбюро». Сразу же в состав «Остехбюро» переводят всех сотрудников отделов слабых токов и токов высокой частоты во главе с профессором В. Ф. Миткевичем. А 7 февраля 1922 года «Остехбюро» был передан завод Пеко, переименованный позже в «Красный изобретатель».
18 августа 1921 года Бекаури издает приказ № 2, согласно которому в «Остехбюро» было образовано шесть отделений: специальное, авиационное, подводного плавания, взрывчатых веществ, электромеханические и экспериментальных исследований. Таким образом, Бекаури брался за задачи, посильные только целой группе научно-исследовательских институтов.

АРХИВ: Армия роботов Бекаури

В сентябре 1922 года в бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин волнового управления (ВУ), управляемых звуковым сигналом. Но основное внимание Бекаури уделял радиовзрывателям. 8 декабря 1922 года завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж». Так начала создаваться воздушная эскадра «Остехбюро».
28 февраля 1924 года ВМС передали «Остехбюро» тральщик «Микула», а 22 февраля 1926 года — эсминец «Сибирский стрелок» (переименованный в «Конструктор»), а также сторожевой корабль «Инженер».
На 1925/26 финансовый год «Остехбюро» выделено 3571 млн. рублей, включая 1 миллион, выплаченный лично Бекаури. На 4 февраля 1927 года в «Остехбюро» числилось 447 человек, из них 78 членов и кандидатов в члены партии.
Для создания телеуправляемых самолетов Бекаури потребовался тяжелый самолет. Поначалу хотели заказать его в Англии, но по неведомым причинам заказ сорвался, и в начале 1924 года такой заказ был дан ЦАГИ. В ноябре 1924 года А. Н. Туполев начал проектирование тяжелого бомбардировщика для «Остехбюро», получившего название АНТ-4, а позже — ТБ-1.
В 1925 году Бекаури предложил ЦАГИ начать работы по проектированию четырехмоторного военного самолета, названного ТБ-3 РТ3, где буква «Т», видимо, означала «транспортный», так как машина предназначалась для перевозки на наружной подвеске крупногабаритной военной техники — танков, тяжелых артиллерийских орудий, вплоть до торпедных катеров.
25 ноября 1925 года «Остехбюро» получило аванс в размере 100 тыс. рублей, а в декабре 1925 года ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева приступил к работе. Этот самолет получил обозначение АНТ-6, а позже — ТБ-3. Таким образом, командование ВВС первое время даже не знало о работах над ТБ-1 и ТБ-3. Научно-технический комитет ВВС проявил интерес к АНТ-6 лишь в июне 1926 года.
Для ТМС ТБ-1 в «Остехбюро» была создана телемеханическая система «Дедал». Подъем телемеханического самолета в воздух был сложной задачей, и ТБ-1 взлетал с пилотом. При подлете к цели на несколько десятков километров пилот выбрасывался с парашютом. Далее самолет управлялся по радио с «ведущего» ТБ-1. Причем управление шло по УКВ и могло осуществляться только в зоне прямой видимости. Когда телеуправляемый ТБ-1 достигал цели, с ведущей машины давали сигнал на пикирование. Такие самолеты планировалось принять на вооружение в 1935 году.
Несколько позже «Остехбюро» занялось проектированием четырехмоторного телеуправляемого бомбардировщика ТБ-3. Как и ТБ-1, новый бомбардировщик совершал взлет и маршевый полет с пилотом. Но при подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный к ТБ-3 истребитель И-15 или И-16 (по схеме Вахмистрова) и на нем возвращался домой. Далее управление ТБ-3 производилось с ведущего самолета. Телеуправляемые бомбардировщики ТБ-3 предполагалось принять на вооружение в 1936 году.
При испытаниях ТБ-3 основной проблемой было отсутствие надежной работы автоматики. В рамках программы создания телемеханического ТБ-3 было опробовано множество разных конструкций — пневматических, гидравлических и электромеханических. К примеру, в июле 1934 года в Монино испытывался самолет с автопилотом АВП-3, а в октябре того же года — с автопилотом АВП-7. Но до 1937 года так и не было разработано ни одного более-менее приемлемого устройства.
В итоге 25 января 1938 года тему закрыли, а три использовавшихся для испытаний бомбардировщика отобрали.
Наконец, в 1937 году должны были принять на вооружение «телемеханический» самолет РД (РД – рекорд дальности. На таком самолете Чкалов перелетел через полюс в Америку). В отличие от ТБ-1 и ТБ-3 для РД не требовался ведущий самолет управления. РД мог в телеуправляемом режиме лететь 1000–1500 км по сигналам радиомаяков.
С начала 1920-х годов над советским руководством и его малограмотными маршалами и адмиралами довлел призрак «гранд флита». Это комсомольцы и пионеры лихо распевали: «… и на любой британский ультиматум воздушный флот сумеет дать отпор». А вот начальство смертельно боялось 15- и16-дюймовых пушек британских дредноутов. Наш флот строился исключительно с расчетом на бой на минно-артиллерийской позиции.
Бекаури предложил прекрасное средство для борьбы с «гранд флитом».
Предположим, противник подходит на дистанцию огня орудий главного калибра к Кронштадту или Севастополю. С разных направлений дредноуты атакуют десятки торпедных катеров, которые подходят почти в упор и топят «просвещенных мореплавателей». Пусть большинство катеров потоплено артиллерийским огнем. Но потерь среди красных военморов нет. Катера управляются по радио с эсминцев и самолетов. Такая идиллия не могла не привести в умиление наших военморов. Бекаури получил новые деньги, новые заводы и десятки катеров для опытов.
По предложению Бекаури Панцержанский (Панцержанский Эдуард Самуилович, поляк, лейтенант царского флота, с декабря 1921 г. по декабрь 1924 г. командующий морскими силами РККА. В 1937 г. расстрелян) 7 февраля 1923 года обратился в ЦАГИ с требованием построить первый советский торпедный катер. Таким образом, именно благодаря Бекаури А. Н. Туполев приступил к работе над глиссирующими торпедными катерами.
Бекаури занимался и морскими минами, и торпедами. Для этого в 1926 году в «Остехбюро» был передан ленинградский завод «Торпедо» (завод «Торпедо» до 1926 г. именовался «Старый Лесснер», до революции завод был основным производителем торпедного оружия).
Летом 1925 года в Финском заливе с помощью радиоаппаратуры, установленной на тральщике «Микула», были взорваны в заданном порядке 5 мин, размещенных в 25 км от корабля.

АРХИВ: Армия роботов Бекаури

Для сбрасывания мин и торпед для «Остехбюро» закупили в Англии два торпедоносца Блекбери «Свифт» и два германских гидросамолета ЮГ-1 конструкции Юнкерса. Позже использовались бомбардировщики ТБ-1 как в колесном, так и в поплавковом вариантах. Для своей авиации «Остехбюро» получило несколько аэродромов.
В «Остехбюро» были созданы радиоуправляемые торпеды «Акула-1» и «Акула-2». Сведения о них засекречены до сих пор. Известно, что с 26 августа по 30 октября 1935 года «Остехбюро» успешно произвело их заводские испытания, проводившиеся на Онежском озере в Петрозаводской губе. По результатам заводских испытаний «Акулу-2» решили передать на войсковые испытания. Управление торпедами производилось с самолета.
Параллельно с работами над телеуправляемыми торпедами Бекаури занялся проектированием телеуправляемых… подводных лодок. Для этого в начале 1934 года в «Остехбюро» был создан специальный отдел. Руководил им инженер Ф. В. Щукин. В этом отделе в 1934–1936 годах параллельно проектировались: атомное подводное специальное судно (АПСС) или телемеханическая подводная лодка; автономная подводная лодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подводная лодка; малая подводная лодка водоизмещением 60 тонн.
АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же «Остехбюро». В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг.

АРХИВ: Армия роботов Бекаури

В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству лодок на ленинградском судостроительно-механическом заводе «Судомех» (№ 196). Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания.
Увы, дальше заводских испытаний дело не пошло. Куда затем исчезли оба образца, неизвестно.
АПЛ — автономная подводная лодка «Пигмей» — также была построена в Ленинграде на заводе «Судомех» (строитель А. Н. Щеглов).
Надводное водоизмещение «Пигмея» составляло 18,6 тонны. Длина 16 м, ширина 2,62 м. Скорость надводная 5 узлов, подводная 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом (надводная/подводная) 290/60 миль. Предельная глубина погружения 30 м. Автономность 3 суток. Экипаж 4 человека. «Пигмей» был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами (бортовые; открытое хранение торпед) и одним 7,62-мм пулеметом.
Лодку по железной дороге доставили в Севастополь, где она в октябре 1936 года под условным наименованием «Подводная лодка “Остехбюро”» прошла испытания. Командовал «Пигмеем» старший лейтенант Б. А. Успенский.
Испытания показали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета практически невозможно, и стали испытывать его как обычную сверхмалую подводную лодку с экипажем на борту.
Несмотря на ряд выявленных недостатков «Пигмея», руководство ВМС РККА приняло решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии — в 1937 году. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, видимо, были разобраны.
К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за Наркоматом ВМФ как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей севастопольской базе «Остехбюро» в Балаклаве, по другим — перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия Наркомата ВМФ.
Летом 1942 года «Пигмей» оказался в руках немцев. В августе 1942 года лодку осмотрели итальянские офицеры — командиры сверхмалых подводных лодок типа СВ, базировавшихся в Балаклаве. Дальнейшая судьба лодки неизвестна.
Бекаури в середине 1920-х годов предложил создать телеуправляемый безэкипажный танк, который сейчас бы назвали «танк-киборг».
Начало было положено испытаниями в 1929–1930 годах телеуправляемого трофейного французского танка «Рено», но управлялся он не по радио, а по кабелю. А в 1931–1932 годах испытывался уже танк отечественной конструкции МС-1. Он управлялся по радио и, двигаясь со скоростью до 4 км/ч, мог выполнять команды: вперед, вправо, влево, стоп.
Весной 1932 года аппаратурой «Мост-1», а позднее — «Река-1» и «Река-2» был оснащен двухбашенный танк Т-26. В апреле 1932 года на Московском химполигоне проводились испытания этого танка. По результатам испытаний было заказано четыре телетанка и два танка управления. Телеаппаратура системы «Остехбюро» образца 1932 года, установленная в этих танках, позволяла выполнять уже 16 команд.
Летом 1932 года в Ленинградском военном округе был сформирован специальный танковый отряд № 4, целью которого стало изучение боевых возможностей телеуправляемых танков. Танки прибыли в расположение отряда только в конце 1932 года, при этом на части танков аппаратура управления не функционировала. С января 1933 года в районе Красного Села начались испытания танков на местности.
В 1933 году телеуправляемый танк ТТ-18 (модификация танка МС-1) испытывался с аппаратурой управления, размещенной на месте водителя. Этот танк мог выполнять 16 команд: поворачиваться, менять скорость, останавливаться, снова начинать движение, подрывать заряд взрывчатого вещества, а при установке специальной аппаратуры ставить дымзавесу или выпускать отравляющие вещества. Дальность действия ТТ-18 была несколько сотен метров. В ТТ-18 переоборудовали не менее 7 штатных танков, но на вооружение система так и не поступила.
Новый этап в разработке телетанков наступил в 1934 году. Так, под шифром «Титан» был разработан телетанк ТТ-26, оснащенный приборами пуска отравляющего вещества, а также съемным огнеметом (емкость огнесмеси 200 л, дальность стрельбы до 35 м). Танки ТТ-26 в 1935–1936 годах были выпущены малой серией, всего 55 машин. Управление телетанками ТТ-26 велось с обычного танка Т-26, оснащенного приборами управления. Позже было решено оборудование ТТ-26 установить на танк Т-46, но он не был запущен в серию.
На шасси танка Т-26 в 1938 году был создан танк ТТ-ТУ — телемеханический танк, который подходил к укреплениям противника и сбрасывал подрывной заряд.
На базе быстроходного танка БТ-7 в 1938–1939 годах был создан телеуправляемый танк А-7. Аппаратура управления А-7 весила не более 147 кг. Телетанк был вооружен 7,62-мм пулеметом системы Силина. Но основным оружием танка А-7 были приборы пуска отравляющего вещества КС-60 производства завода «Компрессор». Само ОВ размещалось в двух баках длиной 2550 мм и диаметром 330 мм. Запаса ОВ хватало на гарантированное заражение 7200 кв. м. Кроме того, телетанк мог ставить дымзавесу длиной 300–400 м, которая держалась 8–10 мин. И наконец, на танке была установлена мина, содержавшая 1 кг тротила, дабы в случае попадания в руки врага уничтожить секретное оружие.
Оператор размещался на линейном танке БТ-7 со штатным вооружением: одна 45-мм пушка. Оператор мог подавать на телетанк 17 команд. Дальность управления танком на ровной местности достигала 4 км, время непрерывного управления составляло 4–6 часов.
Испытания танка А-7 выявили множество конструктивных недоработок, начиная от многочисленных отказов системы управления и до полной бесполезности пулемета Силина: дистанционно управляться он не мог, а от стрельбы «по площадям» толку не было.
Создавались телетанки и на базе других машин. Так, велись работы по созданию телемеханического танка на базе танкетки Т-27, телемеханического танка «Ветер» на базе плавающего танка Т-37 А и даже телемеханического танка прорыва на базе огромного пятибашенного танка Т-35.
Длина непросматриваемой дымзавесы при нормальных метеоусловиях достигала 175 м. Еще на телетанкетке имелся подрывной заряд.
Первый случай боевого использования советских телетанков произошел 28 февраля 1940 года в районе Выборга в ходе зимней войны с Финляндией. Перед наступающими линейными танками были пущены телетанки ТТ-26. Однако все они быстро застряли в воронках от снарядов и были расстреляны финскими противотанковыми пушками «Бофорс».

АРХИВ: Армия роботов Бекаури

Наибольших успехов «Остехбюро» добилось в создании радиоуправляемых мин. 11 марта 1927 года специальная комиссия подписала акт о завершении испытаний радиофугасов, которым было присвоено обозначение БЕМИ.
В связи с обострением ситуации на Дальнем Востоке 23 января 1934 года 50 радиофугасов БЕМИ в составе отдельной роты были отправлены в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию.
Радиофугасы стали единственным радиоуправляемым оружием, которое эффективно использовалось в Великой Отечественной войне.
На Бекаури и его сподвижников буквально сыпались правительственные награды. В 1932 году он получил орден Красной Звезды, в 1933 году — орден Ленина, а в 1936 году — орден Трудового Красного Знамени, то есть полный тогдашний «иконостас».
Советское правительство выполняло все пожелания Бекаури. Страна голодала, а «Остехбюро» отпускались миллионы рублей. Так, «флот» Бекаури был существенно сильнее болгарского флота, но чуть слабее румынского.
Но уже во второй половине 1930-х годов военные начали понимать, что подавляющее большинство «телеизделий» Бекаури — дорогостоящие, но абсолютно бесполезные игрушки. Кроме того, внутри самого «Остехбюро» активно действовали стукачи, стремившиеся свалить Бекаури. Так, Е. Н. Шошков в книге «Репрессированное Остехбюро» (СПб: Мемориал, 1995) пишет, что с 23 июня 1934 года о деятельности работников «Остехбюро» А. И. Берг регулярно информировал ОГПУ (а позже НКВД). В письме от 21 июля 1936 года в адрес особого отдела НКВД Балтийского флота Берг назвал работы «Остехбюро» антисоветскими.
8 сентября 1937 года Бекаури внезапно был арестован в Ленинграде сотрудниками НКВД и в тот же день этапирован в Москву.
На следствии Бекаури дал несколько противоречивых показаний. Согласно одному из них он был завербован германской разведкой во время своего пребывания в Берлине в 1932 году, а по другим показаниям его вербовка произошла через Тухачевского и Енукидзе. Бекаури признался, что занимался «очковтирательством», а его деятельность прикрывал лично Тухачевский.
8 февраля 1938 года Бекаури был вынесен смертный приговор, и в тот же день его расстреляли.
8 сентября 1937 года нарком оборонной промышленности СССР М. Л. Рухимович предлагает разделить «Остехбюро» на три самостоятельных отраслевых института: НИИ-20, НИИ-22 и НИИ-36.
Из них НИИ-36 занимался морскими делами, и 19 сентября 1937 года ему передается вся флотилия бывшего «Остехбюро». НИИ-22 поручили авиационные дела, и ему соответственно передают самолеты и аэродромы. НИИ-20 занялся сухопутными проблемами.
Определением Верховного суда СССР от 9 июня 1956 года В. И. Бекаури был реабилитирован.
Увы, до сих пор закрыты ряд материалов «Остехбюро» и полностью закрыто дело самого Бекаури. К сожалению, у нас писатели и историки преподносят подобных неординарных личностей исключительно в черно-белом цвете.
Спору нет, руководимое Бекаури «Остехбюро» во многом способствовало развитию отечественной военной техники. Но если подходить по критерию «эффективность — стоимость», «Остехбюро» ассоциируется с горой, родившей мышь. Видимо, Владимир Иванович должен был сосредоточиться на создании какого-то одного типа телеоружия, например, самолета или бомбы. И лишь доведя его до ума, то есть честно и без скидок пройдя заводские, полигонные и войсковые испытания, приниматься за другой вид вооружения. Разработка же Бекаури телеуправляемых танков, бронепоездов, дотов и т. д. в принципе являлась тупиковым направлением. До сих пор ни одна армия мира не имеет телеуправляемых танков, а сама идея является, мягко выражаясь, дискуссионной. Но это уже тема другой статьи.

Александр ШИРОКОРАД
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum